No Image

Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 декабря 2019

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательном воздействии и создания нормальных условий жизнерадостности. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.

На уроках, внеклассных мероприятиях, кружках провожу занятия, которые помогают в создании социально – психологических условий для адаптации первоклассника в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Игровые задания, упражнения стараюсь проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятие более эффективным и эмоциональным. Проводимые занятия направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Приведу примеры проводимых занятий.

Игра “Я солнышко”

Учащиеся представляют себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – одноклассникам. Первоклассники называют имена тех ребят, которых хотят обогреть своим теплом. Рисуют своих товарищей.

Это занятие способствует формированию дружеских отношений в классе.

Упражнение “Путешествие в страну Дружбы”

Первоклассники садятся в круг и закрывают глаза. Учитель говорит о том, что приглашает в путешествие на воздушном шаре. Включается тихая спокойная музыка.

Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо.

Чувствуете, как ветер освежает лицо? Мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась страна Дружбы. Шар медленно опускается. Может быть, вы видите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями, может быть, видите там своих друзей? Поприветствуйте их. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок.

А теперь возвращаемся в класс.

– Какой вы увидели страну Дружбы?

Игра “Рисуем Страну Дружбы”

Учитель просит нарисовать всем страну Дружбы. После выполнения задания дети рассказывают об их замыслах, о том, как удалось их воплотить в рисунке. Учитель спрашивает у первоклассников о тех чувствах. Которые они переживали во время рисования.

Учитель говорит о том, что друзей может быть много.

– Давайте их изобразим на лепестках ромашки разных цветов. На жёлтом лепестке нарисуем друзей – ровесников, на розовом – друга-взрослого, на голубом – друга – животное, на белом – воображаемого друга, героев мультфильмов.

Затем первоклассники объединяют лепестки вокруг круглой серединки, внутри которой пишут своё имя.

Это упражнение помогает осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники. И животные, а также те, кого они придумали.

Упражнение “Какой урок важнее”

На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети.

Им необходимо рассказать остальным, чему они учат на своём уроке. Доказать, что он важнее всех.

Упражнение “Мой любимый урок”

Учитель предлагает первоклассникам нарисовать их любимый урок.

Дети объясняют, чем особенно привлекает их этот урок, каких успехов они уже добились.

Такие упражнения оказывают помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива.

Для создания дружеской атмосферы провожу музыкальные и речевые физминутки: игры–танцы “Буги-вуги”, “Лавата”, упражнения на расслабление “Сотвори в себе солнце”, “Сила улыбки” и др.

Использую рисуночные тесты.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Инструкция: Дети! Сейчас мы с вами будем рисовать рисунок на тему “В школе”. Рисуйте все, что вы считаете необходимым нарисовать.

  • Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
  • Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;
  • Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладание игровой мотивации;
  • Рисование машин, игрушек, военных действий, узоров и прочее указывает на мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моментов;
  • Опорный отказ рисовать на школьную тему, рисование того, что ребенок лучше всего умеет и знает, говорит о том, что у ребенка завышен уровень притязаний и есть трудности с приспособлением к школьным к требованиям;
  • Ничего не рисующие дети или копирующие у других детей сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме, чаще всего имеют задержку психического развития.

Вывод. Все дети моего класса нарисовали рисунки с учебными ситуациями, что свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;

2. “Дороги из дома в школу и из школы домой”.

Инструкция: Достаньте красный, желтый и черный карандаши. Возьмите их в левую руку и поднимите руку над собой, чтобы я видела, что вы готовы. Сейчас будем рисовать только этими карандашами. Я буду рисовать для вас на доске образец, а вы должны точно его перерисовывать. Первым нарисуем свой дом на левой половине листа (рисуем простой одноэтажный домик с буквой Д вместо окна). Теперь нарисуем школу на правой половине листа (рисуем такой же домик, но с буквой Ш вместо окна). А сейчас мы будем рисовать дороги. Первой дорогой у нас будет дорога из дома в школу. Выберите один из трех цветных карандашей тот, который соответствует вашему настроению (когда вы идете в школу из дома). Этим карандашом нарисуем полукруглую линию от крыши “дома” к крыше “школы” и поставим стрелку у “школы”. Теперь нарисуем дорогу из школы домой. Опять выберите тот цветной карандаш, цвет которого напоминает вам настроение с которым вы идете из школы домой. Этим карандашом нарисуем прямую линию от стены “школы” до стены “дома” и поставим стрелочку у “дома”. Ничего закрашивать нельзя.

Читайте также:  Как лепить плюшки с сахаром видео

Интерпретация:

  • Черная дорога – тревога, безнадежность, неприятие, протест, может действовать безрассудно, опрометчиво.
  • Красная дорога – желание, устремление получить результаты, воля к победе, инициатива.
  • Жёлтая дорога – освобождение от проблем и ограничений, несдержанная экспансивность, желание свободы и надежда на счастье. Есть конфликт, от которого надо освободиться. Сильное желание найти выход из ситуации.
  • Вывод: большинство из моих первоклассников нарисовали красные дороги, значит они с желанием идут в школу, стремятся получать хорошие результаты, у них есть воля к победе, инициатива.

    Провожу диагностические методики.

    На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физкультуры. Задача состоит в том, что ребята должны быть построены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.

    Данная методика помогла мне определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.

    “Солнце, тучка, дождик”

    Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение с помощью погодных явлений. Дети должны дополнить предложения рисунками.

    Вывод. Всем детям ярко светит солнышко дома, в классе, с друзьями.

    На листочках у детей нарисовано 10 кружков, в каждый вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

    Вывод. У всех ребят яркие цвета, негативное отношение только у одного ученика – к домашнему заданию.

    Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и её рядом нарисовать. Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

    Вывод. На всех предметах у детей хорошее настроение.

    Ежедневно, после проведённого урока раздаю нарисованные цветочки каждому из ребят и прошу их самостоятельно, не советуясь не с кем, закрасить лепесток цветом, обозначающим их настроение на уроке.

    Красный – хорошее, зелёный – не очень, синий – плохое.

    Вывод. Хорошее настроение у всех детей. Иногда плохое настроение бывает у одного ребёнка.

    Итак, используя игровые задания, упражнения, игры, направленные на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом я помогла первоклассникам адаптироваться в школе. Они охотно, с радостью идут в школу. Вполне приспособились к школьному режиму.

    Все дети переживают свои учебные успехи и неудачи. Часто делятся школьными впечатлениями с родителями. Преобладающий эмоциональный характер положительных впечатлений. С учебной нагрузкой хорошо справляются.

    По данным недавних исследований, 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970–1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной — 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

    В чем причина столь резкой перемены? Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

    На эти и другие важные вопросы отвечают ведущие специалисты в области дошкольного и начального образования Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Наталья Виноградова.

    Важно отметить, что Марьяна Безруких является автором программы для дошкольников «Ступеньки к школе», а Наталья Виноградова — автором УМК «Начальная школа ХХI века», выпущенных объединенной издательской группой «Дрофа» — «Вентана-Граф». Также их перу принадлежит целый ряд книг, посвященных подготовке детей к школе.

    Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель начальной школы? Какие методики должны быть в его арсенале для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?

    Марьяна Безруких:

    «Современной школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

    Нет каких-то специальных методик, помогающих первокласснику адаптироваться в школе, но есть определенная тактика взаимодействия и работы с детьми, которая помогает снять стресс и напряжение первых недель занятий.

    Процесс адаптации довольно длителен: психологическая адаптация занимает примерно 4 недели, а вот физиологическая дольше — 6–8 недель. Следует учесть, что детям необходимо привыкнуть не только к новому режиму и новой деятельности, но и к учителю: к темпу и тембру его речи, к требованиям, к выражению эмоций и т.п.

    Дети очень отзывчивы на любые проявления внимания и поддержки, они нуждаются в этом внимании и испытывают настоящую боль и страдания, если на них не обращают внимания, подчеркивают неудачи, стыдят при всех.

    В первые недели обучения дети особенно остро воспринимают свою неумелость, неловкость, неудачи, поэтому учитель ни в коем случае не должен это подчеркивать или демонстрировать свое неодобрение. Конечно, важно, что учитель говорит, но не менее красноречивым может быть взгляд, мимика, интонация. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.

    Первые недели обучения — это период очень высокого физического и психологического напряжения организма. Дети сильно устают, переполнены впечатлениями, они порой возвращаются домой совершенно без сил. Они могут быть суетливы и плаксивы, беспокойны и тревожны, им еще сложно концентрировать внимание на всех уроках и контролировать свою деятельность.

    Учитель должен быть готов учесть все эти особенности и перестраивать методику и технологию организации занятий. Главное — в первые месяцы обучения не торопиться, не спешить, так как именно в этот период начинается формирование навыков письма, чтения и счета, то, что не усвоено и не закреплено на начальных этапах, порой не компенсируется в течение всех лет обучения».

    Читайте также:  Как лучше употреблять куркуму

    УМК «Ступеньки к школе»
    14 ярких рабочих тетрадей и книга для учителей, воспитателей и родителей помогут подготовить к школе детей 5–6 лет, а также будут полезны и в работе с первоклассниками. Грамотная речь, математические понятия, пространственное мышление, художественные навыки — пособия направлены на развитие у старших дошкольников этих необходимых навыков. УМК дает возможность диагностировать проблемные аспекты и составить для каждого ребенка индивидуальный план занятий по подготовке к первому классу.

    Наталья Виноградова:

    «Никакими особыми качествами учитель не должен обладать, чтобы дети благополучно прошли адаптацию к школьной жизни. Любой учитель в соответствии со своими профессиональными обязанностями должен знать, что:

    • адаптационный период — это не какой-то отрицательный момент в жизни ребенка, а объективная реальность: попав в новые условия, человек должен к ним привыкнуть, приспособиться. «Плохо» не сам процесс адаптации, а его отрицательные проявления, то есть дезадаптация;
    • это происходит в том случае, если учитель не понимает, что в адаптационный период (он протекает 2–3 месяца — по закону психологии! — и значительно дольше, если условия для адаптации нарушаются) ребенок пока еще не стал школьником, он еще почти по всем показателям дошкольник. Это означает, что первоклассник не умеет принимать требования взрослого, не может ставить перед собой самые простые учебные задачи (не сформирована в полной мере произвольная деятельность). Это означает, что ребенок пока остается сам по себе, в лучшем случае в системе «ученик—учитель», но первоклассник пока не член классного коллектива и не понимает, что он член учебного сообщества. Это означает, что ребенок ведет себя как капризная внучка, вздорный сын, слишком разговорчивый внук, который пока не хочет считаться, что он не один и все капризы и дурные настроения нужно оставить дома. И все это не должно вызывать раздражения ни учителя, ни родителей!

    Исходя из этого, хороший педагог:

    • не будет сразу заваливать детей обучающими заданиями, будет предлагать игры, в которые учебная задача «спрятана». Уделит особое внимание полагающемуся по режиму часу отдыха от уроков и продумает их подвижную игровую структуру. В адаптационный период не будет проводить «слитные» уроки, когда дети пишут (читают, считают, рассказывают и т.д.) все 35 минут урока. Урок, как правило, делается «дробным»: 10 минут чтения, 10 минут письма, 10 минут слушания и т.д. Это правило для всего первого класса, но особо должно выполняться в первые три месяца обучения;
    • не будет по пустякам делать замечания («не так сидишь, почему смотришь в окно, не заглядывай в тетрадь соседа, слушай внимательно, смотри внимательно…»). Все требования вводятся постепенно, осторожно, настойчиво повторяются в доброжелательном тоне и обязательно заканчиваются двоеточием — учитель каждый раз спокойно разъясняет, почему это нужно делать.

    Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)
    Учебники знакомят младших школьников с жанрами фольклора и художественной литературы, включают задания на анализ текста и отработку техники чтения, помогают развить речь, познакомиться с основами библиографии. Обучение в 1 классе начинается с базовых языковых компетенций, затем дети учатся воспринимать тексты разных жанров и направлений.

    Очень опасно в адаптационный период эмоционально отталкивать от себя детей. Учитель авторитарный не допускает, чтобы к нему прижались, заглянули в глаза, не дай бог, обняли… Эмоционально-положительный контакт очень важен в этот период. Хороший педагог знает, что неспокойному ребенку можно сделать сто тысяч замечаний и он все равно будет продолжать выполнять задуманное, но стоит подойти к нему, спокойно, немножко небрежно и случайно положить руку на плечо (продолжая при этом общаться с классом), и «нарушитель» успокоится…Учитель должен уметь «забирать» плохое настроение детей себе.

    Также очень важен контакт учителя с родителями. В этот период особенно важны советы педагога о том, что в семье должна быть спокойная обстановка, увеличено время для прогулок, для многих детей — для сна после прихода из школы. Никакие занятия, повторяющие задания в школе, в этот период недопустимы. И также никаких отрицательных оценок школьной жизни!

    Не нужно в первый года обучения нагружать дополнительными занятиями в различных кружках и секциях. Все это можно сделать после того, как ребенок привык к школе».

    *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

    Как быстро все меняется.

    Обычно все дети отправляются в школу с радостью и с желанием учиться. Но проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Многие милые и смышленые детишки со временем превращаются в злостных неуспевающих. Почему это происходит?

    Не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Принято считать, что адаптационный, а иначе говоря, проблемный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике все совсем не так. Бывает, что ребенок и через год чувствует себя в школе неуютно.

    Итак, существует четыре основных проблемы, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации.

    Трудности в общении

    Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. Имейте в виду, что в детском коллективе очень жесткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который воспитывался с родителями, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

    Советы родителям:

      Как можно больше общения вне школы!

    Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше — нескольких.

    Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же достижения — вчера и сегодня.

    Не настраивайте ребенка на отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.

  • Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.
  • Трудности восприятия и концентрации

    Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребенка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьезно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

    Читайте также:  Как готовить бигус с сосисками

    Советы родителям:

      Каждый вечер разговаривайте с ребенком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.

    Если случилось так, что ребенок не хочет идти в школу, — немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, вместе вы легче найдете причину.

    Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.

  • Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
  • Трудности организационного характера

    Первоклассник должен уметь обслужить себя, например переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности лучше выбирать вместе. А то бывает, что родители купят рюкзак самый модный и дорогой, а ребенок его и открыть не может. Помнится, был у нас такой о-очень красивый пенал, который даже я с трудом открывала. Конечно, это может показаться мелочью для родителей, но не для ребенка. Первые дни в школе он и так находится в сильнейшем нервном возбуждении, так что каждая такая «мелочь» может запросто вывести его из себя.

    Советы родителям:

      Помогите ребенку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.

    Всегда просите его переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.

    Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам».

    Делайте уроки не более одного часа!

  • Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть — дневной сон пойдет ему только на пользу.
  • Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

    Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. — создают трудности в процессе учебы.

    Советы родителям:

      Попробуйте вместе с детьми танцевать и «писать» элементы букв руками в воздухе; неплохо писать на больших листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.

    Одна из самых распространенных ошибок — заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?

    Если вы видите, что ребенок начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.

  • При любых намеках на проблемы обращайтесь к специалистам-медикам.
  • Кроме того, существует еще несколько крайне важных аспектов, правильное родительское отношение к которым поможет вашим первоклассникам быстро адаптироваться к школе. Среди них:

    Авторитет учителя

    В детском саду у малыша было две воспитательницы, две няни, музработник и т. д. В школе все по-другому — «учительница первая моя!». И самое главное для малыша-первоклассника — установить контакт с преподавателем. Ведь личность первой учительницы задает тон всей дальнейшей его школьной жизни, отношению к учебе.

    Если контакт налаживается, у ребенка может появиться даже некоторая зависимость ребенка от личности учителя. В ответ на все ваши замечания он запросто может заявить: «А вот нам в школе Ирина Петровна говорит, что это не так пишется (произносится, наклеивается и т. п.). » Имейте мудрость не обижаться — это пройдет, как проходит любой период «культа личности» в детской жизни. Вспомните: сначала для него «всем и вся» была мама, затем папа, потом дедушка или любимый дядя, теперь вот первая учительница.

    И разумеется, ни в коем случае нельзя высмеивать или игнорировать озвученные ребенком рекомендации и оценки учителя. Недопустимы варианты: «Да что она понимает в аквариумных рыбках, твоя Марина Владимировна!» или «Вам велели покрасить это в золотой цвет? Вот пусть сама и красит — это же будет просто уродство какое-то, а не поделка». Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему подумать над рекомендациями, а не выполнять их слепо; порассуждать, чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель именно такого распоряжения и задания.

    Зайчика — с собой?

    Куколка в рюкзаке, медвежонок в кармане и т. п. — очень распространенные вещи для первоклассников. И девочки, и мальчики часто берут с собой в школу игрушки. Мамы обычно недоумевают: как реагировать? Психологи отвечают однозначно: спокойно. Игрушка, взятая в школу из дома, — «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Получается, что ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной дружелюбной обстановки. С медведем в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

    Привычка носить игрушки в школу, как правило, сама собой пропадает к концу первого учебного года. Но если ваш ребенок, уже будучи школьником со стажем, все равно продолжает усаживать в портфель кроликов и зайчиков — стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, испытываемого им в коллективе, назревания проблем во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учительницей или со школьным психологом.

    Трудотерапия

    Современные дети очень устают в школе — сейчас нагрузка гораздо серьезнее, чем даже пять-семь лет назад. Поэтому большинство мам стараются сделать все возможное, чтобы дома ее ребенок полноценно отдыхал, и сами отстраняют детей даже от элементарных домашних обязанностей: помыть за собой тарелку с чашкой, вытереть пыль в комнате, вынести мусор, почистить ботинки. Конечно, все это быстрее и качественнее может сделать и сама мама, и бабушка, и домработница. Но ведь домашние обязанности необходимы прежде всего для самого ребенка — для развития его личности! Те же уборка и мытье посуды за собой дисциплинируют, учат ценить домашний труд (иначе как же можно ценить то, с чем ты незнаком), готовят девочку, да и мальчика к будущей самостоятельной взрослой жизни. Кстати, сейчас многие школы снова вводят «дежурства по классу», которые несколько лет назад отменяли как «советский пережиток», а сейчас реабилитировали под названием «трудотерапия».

    Иными словами, совет родителям простой: не «отбирайте» у ребенка его нехитрые домашние обязанности только лишь потому, что он теперь первоклашка, который сильно устает в школе. Наоборот, необременительные и посильные домашние хлопоты помогут ему держаться в тонусе.

    Школьные годы чудесные

    Ну и самое главное. Дорогие родители, имейте в виду: первый учебный год самый трудный для школьника. Для ребенка началась новая жизнь — во всех смыслах этого слова, — и возврата к старому, «детскому» периоду уже не будет. И вам, родителям, следовало бы в этот год как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

    Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях.

    И тогда для вашего ребенка школьные годы действительно будут чудесными!

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock detector